Цифровая фотография в России
Российский рынок цифрового фото пока несколько отстает в своих показателях от европейского — по объемам, но в скором времени может обойти его по темпам роста. Если в Европе уже намечается точка потребительского насыщения, то в России «цифра» только начинает отвоевывать позиции у «пленки».
Продажи цифровой фототехники на российском рынке пока только начинают «набирать обороты». Отечественный пользователь долго не спешил отказываться от привычных пленочных аппаратов ввиду все тех же причин, которые ранее тормозили развитие и мирового рынка «цифры». Во-первых, из-за недостаточного уровня развития сопутствующих сервисов был осложнен процесс печати снимков. Во-вторых, дороговизна оборудования и услуг печати. В-третьих, уровень распространения домашних ПК в России пока ниже, чем в Европе — а фактор наличия домашнего компьютера пока что считается одним из определяющих при покупке цифровой камеры.
В итоге, российский рынок цифрового фото, который по сути только начинает формироваться, пока никем толком «не посчитан». Хотя все эксперты отмечают довольно скромное его место в европейском рейтинге продаж цифровой фототехники. Объем рынка называют примерно — порядка 200 тыс. шт. в 2003 году. Понятно, что эта цифра не учитывает «серых» поставок, которые по данному направлению, вероятно, сопоставимы с оборотом мобильных телефонов аналогичной «расцветки». Для сравнения, европейский рынок цифровой фототехники в 2003 году составил, по оценкам IDC, 16 млн. шт. Объем рынка цифрового фото США за тот же период, по данным Gartner, превысил 14 млн. шт.
Однако отечественный сектор уже опережает другие европейские страны по темпам роста — по оценкам GfK, этот показатель в 2002 году составил 223%. Основные изменения в динамике продаж произошли в конце 2002 года, а «взрыв» продаж пришелся на апрель-май 2003 года. Стимулирующим фактором стало существенное расширение ассортимента на рынке, расширение модельного ряда, снижение цен и предоставление сопутствующих услуг. Рост рынка за 2003 год оценивался российскими дистрибьюторами уже порядка 250%-270%. Например, в сети «Белый ветер» только за 3 летних месяца 2004 года рост продаж цифровой фототехники составил 322% в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2003 года. Все вместе это подтверждает глобальную рыночную тенденцию к росту популярности цифровой фототехники и постепенному вытеснению аналоговых фотоаппаратов.
В 2004 году доминирующими тенденциями в этом сегменте остаются, во-первых, дальнейшее снижение средних цен на камеры, и во-вторых, расширение функциональности устройств. Продавцы отмечают значительный рост рынка цифрового фото в регионах — по итогам 1 полугодия 2004 года региональные показатели продаж уже начинают опережать московские. Заметно расширяется список требований пользователя к функциональности, и в частности, растет спрос на цифровое видео. Все большее число потребителей обращает внимание на наличие таких возможностей, как просмотр и отбор снимков в период съемки и перед печатью, хранение фотографий на ПК, а также удобный формат для дальнейшей обработки и передачи изображений.
На российском рынке сейчас представлен тот же спектр вендоров цифровой фототехники, что и в Европе — плюс условно отечественная продукция. В бизнесе брендов Россия пока занимает не первые места по продажам, однако высокие темпы роста позволяют прогнозировать скорое ее появление в тройке лидеров.
Так, по оценкам Olympus, объем продаж цифровых камер этой марки в России по итогам 2003 года вышел на уровень таких стран, как Чехия и Голландия. В бизнесе компании, 50,8% оборота которой в 2003 году приходилось на продажи пользовательской фототехники, это означает пятое место, при том, что в 2002 году российский сегмент находился только на седьмом. Всего же за период с 1999 года до настоящего момента оборот Olympus в России вырос на 532%. Эксперты компании прогнозируют, что в 2004 году отечественный рынок может вырасти до показателей Испании и Италии, а к 2005 году, предположительно, выйдет на уровень потребления цифровой фототехники Германии и Великобритании.
Большинство дистрибьюторов на этом рынке отмечают особую лояльность российского потребителя к продукции таких вендоров, как Olympus, Nikon, Canon и Minolta — благодаря наличию в их линейках бюджетных моделей с достаточно неплохим функционалом, а также имиджевых аппаратов, к которым в этом году заметно повышенное внимание.
Дистрибьюторская компания Blade отмечает перспективность брендов Sony и Panasonic, продажи которых выросли за прошлый год на 85% и на 100% соответственно. подробно »
ФОТО в РОССИИ
Цифровая фотография в России
По оценкам большинства дистрибьюторов, наибольшей популярностью в этом году в России пользуются 5-и мегапиксельные фотокамеры. Продажи 2–3-х МП устройств заметно сократились, ввиду появившейся возможности получить больший функционал примерно за те же деньги. Наиболее значимыми для потребителя факторами при выборе фотокамеры считаются сейчас такие, как размер матрицы (количество мегапикселей), бренд и цена. Дополнительные функции цифровых фотоаппаратов не пользуются большой популярностью, при этом устройства одного сегмента от разных производителей обычно схожи по набору имеющихся сервисов и настроек. подробно »
|